В Школьном Кванториуме на базе МБОУ «Лицей современных технологий управления № 2» г. Пензы состоялось занятие по теме «Условия плавания тела», на котором кванторианцы не только провели увлекательные опыты, но и проверили важную физическую гипотезу: почему корабль из металла не тонет, а железный гвоздь тонет сразу?
Занятие началось с обсуждения загадки, известной со времён Архимеда: как возможно, что тяжёлый корабль, изготовленный из железа, не тонет в воде? Ребята предложили свои версии и перешли к практической части — лабораторным экспериментам, в которых исследовали поведение различных тел в воде, используя грузики, модели кораблей и сосуды.
В ходе опытов учащиеся узнали, что гвоздь изготовлен из цельного куска железа, плотность которого значительно превышает плотность воды. Поэтому при погружении он тонет. Корабль же — это полая конструкция: корпус изготовлен из металла, но внутри — воздух. В совокупности плотность такой системы меньше, чем у воды, поэтому корабль остаётся на поверхности.
Дети познакомились с основами закона Архимеда, научились определять выталкивающую силу и применять понятие плотности при решении реальных задач. Особое внимание было уделено соотношению масс и объёмов объектов, которые участвуют в плавании, а также условиям, при которых тело тонет, всплывает или удерживается в толще жидкости.
Следующим этапом стало определение грузоподъёмности судов. Используя модели, кванторианцы рассчитывали, какой максимальный вес можно погрузить на «корабль», чтобы он не затонул. Это задание помогло учащимся не только закрепить теоретические знания, но и развить навыки измерений, логического мышления и математических расчётов.
Занятие прошло в форме научного мини-исследования, что позволило школьникам прочувствовать значимость научного подхода в повседневной жизни и технике. Формат «от гипотезы — к опыту» сделал изучение физики живым и увлекательным процессом, пробуждающим интерес к инженерным наукам и практическому познанию мира.
Такие занятия в Школьном Кванториуме являются частью программы ранней профориентации и технического образования. Они дают ребятам не только знания, но и уверенность в собственных силах, развивают исследовательские компетенции и готовят будущих инженеров, конструкторов и учёных.