Наставничество в современной школе становится неотъемлемой частью развития педагогического коллектива, особенно в условиях стремительных изменений в системе образования. В МБОУ «Лицей современных технологий управления № 2» г. Пензы, где действует детский технопарк «Школьный Кванториум», идея наставничества получила активную поддержку и практическую реализацию. Здесь наставничество воспринимается не только как поддержка молодых специалистов, но и как важнейший механизм обмена опытом, ценностями и профессиональными наработками между поколениями педагогов.
Одной из главных задач системы наставничества в лицее является создание среды взаимного доверия и партнерства, где каждый участник образовательного процесса чувствует себя значимым. Особое внимание уделяется формированию открытого профессионального сообщества, объединяющего педагогов, студентов педагогических вузов, родителей и учеников. Это сообщество становится платформой для комплексной поддержки деятельности образовательной организации.
В рамках развития этой модели 18 апреля в школьном Кванториуме прошла встреча студентов 3 курса естественно-научного факультета Пензенского государственного университета, обучающихся по педагогическим специальностям. Встреча была организована в преддверии их педагогической практики и стала важным этапом подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Наставником и ведущей мероприятия выступила учитель биологии Кристина Борисовна Хлапушина, один из активных кураторов Школьного Кванториума. Она поделилась с будущими педагогами своим профессиональным опытом, рассказала об особенностях преподавания биологии в условиях цифровой лаборатории, используемой в Кванториуме. Участники встречи узнали о новых подходах к организации учебной деятельности, в том числе — проектной и исследовательской.
Особый интерес у студентов вызвало практическое знакомство с цифровыми лабораториями, где они могли попробовать себя в роли учителя, провести мини-эксперименты, поработать с биосенсорами и визуализировать полученные данные. Такая форма знакомства с профессией позволила будущим педагогам осознать важность владения современными технологиями в образовательном процессе.
Обратная связь от студентов показала, что подобные встречи важны и необходимы. Многие из них отметили, что практический опыт и живое общение с наставником помогли снять тревожность перед предстоящей педагогической практикой и вдохновили на дальнейшее развитие в профессии. Они выразили благодарность за возможность познакомиться с деятельностью Кванториума и реальной школьной средой.
Встреча в Школьном Кванториуме стала примером успешной реализации идей наставничества и профессионального ориентирования студентов. Это не только способствует качественной подготовке будущих педагогов, но и укрепляет связи между университетом и школой, что особенно важно в контексте создания непрерывного образовательного пространства.